вторник, 16 сентября 2014 г.

Учат в школе, учат в школе, учат в школе


К написанию этой записи я шла ровно год. Сказать, что у меня не доходили руки, было бы неправильным, если учесть, сколько всего другого за это время я успела рассказать и показать. Просто школа, а к тому же немецкяя школа и вообще вся местная система образования - большая и довольно непривычная тема, с которой мы столкнулись по мере взросления дочери.
Будучи активисткой по жизни, я как-то вполне естественно стала членом родительского комитета. Участовала не только в собраниях таких же как я, но и присутствовала на школьных конференциях, что позволило мне погрузиться глубже - узнать то, о чём многие родители даже не догадываются. 
 


Год - примерно столько нам с мужем понадобилось для того, чтобы перестать сравнивать. То, как учились мы, и то, как учится наше чадо - два разных мира, и мы с радостью и гордостью наблюдаем за тем, как растёт наша дочь. Как старается, как осваивает новые для неё вещи, причём всё на иностранном языке.


Мне бы очень хотелось, чтобы и эту запись вы восприняли как должное. Без фраз "а вот у нас", "а вот мы.. ", так как я прекрасно знаю, как оно у вас и как вы ))) А вот как у нас - вы точно не знаете! Хотя и тут я погорячилась - фразу "у нас" следует рассматривать иключительно как привязку к нашей местной городской школе. 
Впрочем, обо всём по порядку:

1. Германия делится на 16 земель. И у каждой земли свой школьный год и соотвественно свои школьные каникулы. Поэтому единого 1 сентября в Германии просто не существует. В нашей земле школьники начинают учёбу в середине сентября и заканчивают примерно 30 июля. Первоклашки начинают учебный год на неделю позже других. Без бантиков, школьной формы, букетов и первого звонка.

2.  На фото сверху - то, что нам надо было приобрести для второго класса: тетради формата А5, N5 и N7, обложки различных цветов, а так же одну тетрадь формата А4 с белыми листами. Карандаш с двумя концами - сине-красный. Одна штука.

Полосочки выглядят так:


Обложки так:


Ну и большая тетрадка для урока "человек и природа",  в который дети будут вклеивать выданный им материал и рисовать.



Клеточки номер 7. И никакие другие ))


3. Пару слов о тетрадках.
Каждый раз поражаюсь разнообразию обложек тетрадок в магазинах Латвии, где я бываю каждый год. Каких только там нет!!
На любой вкус и цвет.
В Германии же с этим всё куда проще. Примерно так выглядит ассортимент в магазине.


То, что нарисовано на тетрадках, вообще никому не интересно, ибо на тетради в большинстве случаев одеваются цветные обложки. Как обстоят дела в гимназиях, я пока не знаю, но у учеников младших классов все тетрадки одинаковые.

Но вот до разнообразия клеточек и полосочек Германию ещё, пожалуй, нужно попробовать переплюнуть, где всё узаконено и утверждено.

В магазинах все тетради лежат в строго определённом порядке, и очень забавно наблюдать, как родители по спискам собирают тетради - кто то ищет номер 10, а кому-то нужна 5а. 
Есть толстые, есть потоньше..
Ниже - таблица, рассказывающая о том, какие тетради следует использовать в 1-4 классах. Справа - тетради для словарей, нотные, тетради для сочинений.


Ну и, собственно, немного линеечек и клеточек по номерам.
Кстати, тетрадей в косую полоску для соблюдения наклона, тут я не видела. Совсем.


Нормативы для формата А5

Нормативы для формата А4



4. В первом классе всё основное ребёнок хранил вот в такой папке. Тетрадок как таковых у неё не было, так как учителя придерживаются мнения - чем меньше бумаги ребёнок таскает с собой, тем лучше. Хватает учебников для чтения  и рабочих тетрадей к учебникам.



Папка внутри делится на.. папки )))
Красная для актуальных дом. заданий. Синяя для проверенных. Жёлтая для прочих инфо-вещей. Все письма родителям,  к примеру,  обнаруживаются именно в жёлтой папке. Если не забываются об их существовании )))


Все домашние задания в конечном счёте подшиваются в большую папку, которая стоит дома на полке. Смысл их все хранить мне пока неясен, но за год у нас собралось довольно много листов, и я очень рада, что всё это мой ребёнок не таскал в разных тетрадках постоянно с собой. 


5. Что дети учат в первом классе?
Во-первых, это буквы..
Убегаю чуток назад - возраст, в котором дети идут в первый класс, варьируется от 6-7 лет. У нас была возможность одать ребёнка в неполных 6, но мы посчитали это воровством детства и оставили её на год в садике играться, хотя она уже умела читать и писать. В идеале же, немецкий ребёнок перед школой не умеет ни читать, ни писать, НО своё имя писать уметь обязан (парадокс, ага).

В первом классе дети как правико знакомятся с печатными буквами.
начинают с классической М и заканчивают где-то на Q

Печатные для того, чтобы читать печатные буквы в книгах, ибо читать они учатся параллельно с письмом. 

Вероятно тут же, глядя, на картинку, у многих возникнет вопрос о двух цветах:  дело в том, что в немецком языке существуют слоги, которые всегда пишутся одинаково, поэтому и дети учатся писать и читать по системе слогов. НО! Так учатся дети в нашей школе! В нашем конкретном классе, если хотите, ибо программу на год каждый учитель составляет себе сам. Вот так вот.

В школе через дорогу от нашего дома у детей совсем другая методика. Они пишут так, как слышут, и лишь во второ мклассе узнают, что сущствуют правила. Дебатов о вреде этой методики, в Интернете можно найти целую тонну, но тем не менее - есть педагоги, которые целиком и полностью поддерживают эту систему, а страдают в итоге дети. Попоробуй переучи, когда всё время было разрешено писать так, как хочется..  А потом оказывается, что у доктора наук проблема с орфографией, ибо в школе так вот "научили".


6. Наши тетради в первом классе.


Первые сочинения на заданную тему.
Принцип простой - ребёнок обязан уметь выразить свою мысль на бумаге, делая это аккуратно. Наклоны букв и то, как ребёнок держит карандаш, никого не волнуют. Написанное должно быть читабельно!


Метод слогов в наглядном виде. Для тех, кто знает немецкий язык, будет интересней )




типа прописи (печатные)


7. К прописным буквам дети приступили незадолго до окончания первого класса. Вот тут начался наклон, чистописание и изучение древненемецкого шрифта.
Опять-таки - в каждой школе изучают другой шрифт. Это просто наша школа решила остановиться на таком. И слава Богу, ибо альтернатива мне вообще взорвала мозг, когда я увидела тетради ученицы другой школы.



Собственно, прописной алфавит. Висел над столом, а сейчас временно обитает на подоконнике, ибо ребёнок и так знает, что и как писать (деловая, однако). 



8. математика.
Счёт и вычитание до 20.
Цифры они прошли довольно резво, а потом в детей стали закладывать основы вычитания. По пронципу счётных палочек, только тут другие пособия. Основы заложили хорошо! примеры шли без конца.. ребёнок щелкал как семечки. В табеле математика вся на отлично (ттт).

Во втором классе будем делить и умножать ))
Как и с письмом - главное ответ, а не то, как написано. Поэтому на кривые и косые цифры я просто закрываю глаза. В конец концов, позже в университете, никого не будет интересовать, как у тебя выглядит двойка..  Главное, чтобы она была хоть как-то на двойку похожа )))



9. У нас это называлось природоведение. Тут это урок более обширный, куда входит всё, что не входит в немецкий и математику. В крайнем случае, и рисование, и музыка, и природоведение, называются одним словом.
Думаю, по фотографиям примерно понятно, о чём я



10. Учебник по чтению.
В начале уч. года


В конце первого класса.


Мой ребёнок туда тоже не заглядывал, так как читает она уже давно и быстро. Для неё это было всё слишком просто и легко.
Кстати, в первом классе, дети ничего не учили наизусть. Ни одного стиха. Тут это, видимо, не принято. Или потому, что не все ещё стих прочесть могут?


11. У наших первоклашек не было ни оценок, ни дневников.
Все домашние задания были вложены в красную прозрачную папочку и помечены крестиком. В продлёнке за выполнением дом заданий наблюдали педагоги  и затем просто ставили свою роспись в малюсеньком блокнотике, который так и назывался - тетрадь для дом. заданий. 
Собственно, всё. Я туда никогда не смотрела даже.. вот открыла в первый раз, чтобы хотя бы фотки сделать. 



12. В пенале есть простые карандаши и цветные - тонкие и толстые.
Слово ручка детям неведово вообще.

Ручка, а вернее, перо с чернилами, у нас появятся во втором классе. 
В Германии с выбором перьевых ручек нет проблем - тут их масса на любой вкус и цвет. Я и сама в Университете только перьевыми писала, так как все поголовно это делали - их приучили с чернилам в школе. 
Это красиво!



Вообще, как нам сказали, второй класс - это вам не первый, и тут нагрузка будет куда больше. Поживём - увидим. Может быть даже и расскажем - покажем.
а пока..



Всем удачного школьного года и хороших оценок!!

P.S.: Я бы ещё столько же смогла рассказать о нашей школе, но всё в один пост не уложишь. Надеюсь ,эта маленькая часть была вам интересна!

Комментариев нет:

Отправить комментарий