пятница, 4 мая 2012 г.

Окошко в прошлое



Звали его Филипп, и я иногда видела его на фотографиях, когда бабушка доставала стопку старых карточек, аккуратно завёрнутую в пакет. Очень старые фотографии были на картонках, с резными краями. Изредка можно было увидеть печать фото-ателье..
Эти фотографии всегда были для меня окошком в совершенно другой мир. В мир, о котором я так мало знаю, и уже некому мне особенно про него рассказать. Прабабушка умерла в 1998 году, и уже никто не будет рассказывать о войне, о молодости в 1930-ые годы, об учителях в немецкой гимназии..
О своих родителях прабабушка рассказывала очень мало. Но примерно раз в месяц мы ходили на кладбище убирать их могилки. Пытаюсь воскресить в памяти имена и годы жизни, и ничего не получается.. будучи ребёнком, для меня это была лишь прогулка, поливка цветов.. а бабушка (так мы её всегда называли) сидела на узкой скемеечке и вздыхала.




Жили мои пра-прародители в Ростове-на-Дону. Затем прапрадед прошёл русско-японскую войну механиком на броненосце "Полтава", был в плену.. но вернулся.




О том, что он прошёл войну, напоминает картина, которую он привёз в своё время из Японии. Ценители, однако, сказали, что картина не представляет особой ценности - со временем часть полотна посерела от плесени, рама потеряла блеск.. Но она висит как и прежде над пианино и я часто-часто смотрела на неё, когда не хотелось учить гаммы ))
Как звали мою пра-прабабушку я не знаю.. и о ней у меня представления лишь по фотографиям. Странно, но прабабушка никогда о ней ничего не рассказывала. 
Много она рассказывала о своём муже - Павле. Был он инженером-строителем, одним из ведущих в городе. И жили они вместе счастливо до самой старости.. а потом дедушка умер на работе от сердечного приступа. Бабушка часто рассказывала про тот день, как к ней прибежали с завода и сообщили эту страшную весть. Вспоминая любимого мужа, у бабушки всегда были слёзы на глзах. Его фотография стояла у неё на тумбочке и на сектерете, в котором хранились и записи Павлуши, как она его называла..

У меня дома хранятся его очки с круглыми стёклами в шаткой от времени оправе..



Ну а бабушка была бухгалтером, и в молодости слыла красавицей )) Её фотографий у нас много, начиная с детских, где ей лет 5, и она стоит, прижавшись к стене в старомодных ботиночках.



А потом бабушки не стало..И остались лишь многочисленных вышивки, салфеточки, книги с рецептами, старая потрёпаная Библия, по которой она молилась каждое утро, стоя на коленях.



Есть вещи, о которых я никогда ничего уже не узнаю. Почему-то бабушки очень мало рассказывали о своём прошлом.. а я мало спрашивала. Но те истории, которые свежи в моей памяти. и я как бы снова вижу бабушку, рассказывающую мне их. Истории, которые я передам своей дочери, которая будет знать свои корни, уходящие куда-то в Ростов-на-Дону. Пра-пра-родителей, фотографии которых висят на стенах в виде дерева с одним корнем, уходящим в 19 век..

А как далеко Вы знаете свою родословную?

Комментариев нет:

Отправить комментарий