вторник, 7 мая 2013 г.

Про старость II


Когда я вошла, в комнате горел свет, и телевизор что-то бубнил на девятой громкости. Склонив голову почти до груди, в чистой зелёной рубашке, перед  экраном спала Фридль. Я не сразу решилась разбудить её, разрешив себе ещё немного постоять тихо и запомнить этот момент, как и многие другие, которые ушли вместе с другими днями.
Аккуратно положив руку ей на плечо, окинув взглядом её сгорбленную спину, надорванную ещё в детстве от тяжёлой работы, я тихо назвала её по имени и затем повторила громче – Фридль плохо слышит. Кажется, она даже сначала не поняла, кто присел рядом с её инвалидным креслом. Но как только я в своём разговоре дошла до конфет и вытащила ценный прозрачный мешочек с французскими сладостями, её глаза радостно заблестели, и она нежно пожала мою руку.  
Дзинь!
Такие моменты падают в мою копилку, и моё сердце переполняется нежностью и радостью при виде счастья в старческих глазах.




Она ждала меня, каждый день надеясь на приятный сюрприз и рассказывая сёстрам на этаже о французском шоколаде, которыей я наверное привезу для неё из Парижа.
 - Не позволяйте себя там соблазнить – шутливо напуствовала она мне  две недели назад, когда я сообщила ей о своём запланированном путешествии во Францию.
- Ни в коем случае! – мой голос был слишком радостным, чтобы прозвучать  убедительно, - и привезу Вам конфет! Вкусных французских конфет!
Помню, как она тихо улыбнулась в ответ с зародившейся надеждой в глазах.
Мне кажется, что у каждой бабушки есть  своя секретная жестяная коробочка, в которой она хранит сладости на чёрный день. Фридль обожает сладости,  а так как на полдник им перепадает лишь по кусочку пирога с кофе, то сын балует её. Каждый день,  после полагающегося послеобеденного кофе, она медленно и с трудом подъезжает на своём стуле к единственной в комнате полке и достаёт свою сладкую сокровищницу.
 - Как вовремя я приехала! – шутливо сказала ей я, обнаружив  пустоту в полосатой коробочке. Фридль улыбнулась, обнажив вставные зубы, и затем мы вместе перекладывали конфеты из мешочка, разглядывая каждую. Это с орешками, это с вафельками, а вот эта – с нежной начинкой!
Господи.. она радовалась как ребёнок!
Дзинь..!
Я пришла не рисовать, хотя и захватила с собой блокнот и разноцветные пастельные мелки. Я шла к ней. И этот факт так удивил и так обрадовал её, что она несколько раз повторила – значит Вы помнили обо мне?
Ещё бы не помнить! Я везла Вам целый мешок конфет, отчего моя сумка была неподъёмной! Она смелась и снова гладила правой рукой свою скрюченную левую, на которой с рождения лишь подобия пальцев.  Я догадываюсь, что этот жест сопутствовал ей всю жизнь. Боязнь быть осмеянной, не такой как все. Что уж там таить – в первые дни со мной она была крайне недоверчива, и всё присматривалась.
 - и Вы ничего не берёте за свои рисунки? а то вдруг завтра мне по почте придёт счёт?

Сегодня мы снова болтали о погоде, о её сыне, о пыле на фотографиях, которую никто не вытирает..Я знала, что это день не для творчества. На бумаге ничего не выходило, хотя мелки блистали своей новизной и яркими красками. Что ни штрих, то пародия.
Этот день  для того, чтобы просто побыть рядом.
Вздохнув, я ещё раз посмотрела на спокойную Фридль, которая погрузилась в свои мысли. На днях ей сделали завивку, и она стала ещё краше – такая типичная бабушка с глубоко посаженными глазами под толстой оправой очков. Я так часто смотрела на её лицо, что теперь, кажется, знаю каждую морщинку.
 - А Вы не хотите попробовать порисовать?  - вдруг спросила я её, протянув зелёного цвета мелок. Старушка сперва удивилась, но затем взяла мелок в руки и стала выводить на листке лепесток за лепестком, изображая цветок. Затем рядом появились солнце, дерево, дом..
 - А это стол, за которым мы сидели в нашем саду. А это высокая вишня, с которой однажды птицы съели все ягоды до одной! Были у нас и качели, и высокие подсолнухи..
Фридль рисовала воспоминания, смешав лето и зиму (синий снеговик) и дополнив пейзаж своей кроватью в нижнем углу. Комок к горлу..
 - Мы как дети! – она смущённо отьехала на стуле от меня, издалека любуясь на картинку. Хотя любоваться ей сложно – её правый глаз совсем не видит, а левый работает за двоих, узнавая предметы лишь с близкого расстояния.
Потом мы мыли руки, так как они покрылись радугой от мелков и воспоминаний.
Потом рассматривали старые фотографии..
На стене я заметила отрывной календарь и вслух заметила, что он до сих пор показывает 6 мая. Это нужно было исправить -  Фридль потихоньку оторвала вчерашний лист, обнажив сегодняшний день, хотя и он уже подходил к обеду. Мы смеялись вместе, когда я зачитала анекдот на обратной листка.
Необычный день, необычные рисунки и столько радости!
 - Я приду в следущий вторник, хорошо? А вы должны себя беречь, быть здоровой и в хорошем настроении!

**

На обратном пути я очень хотела проведать Пауля. Постучав и зайдя к нему в комнату, я нашла его немного осунувшимся и усталым. Смерть  его соседа по комнате ввела всех нас в шок – и Пауля, и работников дома, и меня..
 - Да, всё хорошо – сказал мне Пауль обычным голосом, - я после обеда пойду гулять вон по той дорожке. Его рука указала в окно, где между домов в горку поднималась небольшая дорога.
Затем наши взгляды как-то одновременно упали на стену, где раньше висели дипломы соседа.. тут стоял и его книжная полка. Вместо соседа на кровати спал совершенно другой человек. Пауль не знал, что сказать, а затем его как буд-то осенило, и он подошёл к шкафу, открывая обе дверцы.
  - Может Вам что-то из этого пригодится? Они всё забрали, а это пока осталось, и никто не приходит..
Аккуратно сложенные свитера, которые сосед с трудом надевал на себя, так как сил на сaмостоятельное одевание уже давно не было. Рубашки и пиджаки, домашние тапочки, ботинки.
Я шла к трамваю и по моим щекам катились слёзы. Это было как вчера, настолько свежи в памяти это воспоминания. В тот день я подошла к их обеденному столику и улыбнулась. Пауль и сосед сидели рядом и доедали дессерт. Сосед  галантно меня поприветствовал и поинтересовался, как у меня дела. Конечно, у меня всё хорошо! И я приду к вам на следущей неделе поболтать.  Рука, поднятая на прощание.
Дзинь..
Листок, оторвавшийся от настенного календаря – ещё один прожитый день. К сожалению, не для всех..



Фридль, 7 мая 2013 года. Через месяц ей исполнится 94. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий