вторник, 12 августа 2014 г.

В Паланге

Одна литовская легенда гласит: 

"Три дочери крестьянина купались в озере. Когда они вышли на берег, младшая, самая красивая, Эгле (Eglė - ель), увидела на своем платье змею. Старшая сестра попыталась прогнать ее, но змей вдруг обратился к Эгле человеческим голосом. Он сказал, что полюбил ее и потребовал обещания выйти за него замуж. Девушке пришлось согласиться.



На песках безмолвных
Шорох сонных вод.
Три сестрички в волнах
Водят хоровод.

Как легки и зыбки
В море облака!
Вьются, словно рыбки,
Дочки рыбака.


Дома родные пытались спрятать Эгле от посланников змея, подсылали вместо девушки разных животных, наряженных в фату, но обман каждый раз раскрывался. Эгле пришлось покинуть родной дом. На берегу озера она с удивлением обнаружила красавца-принца по имени Жильвинас. Он сказал, что только ей явил свой истинный образ, остальные могут видеть его только змеей. Эгле полюбила принца, вышла за него замуж и родила троих сыновей Ажуоласа (Ąžuolas - дуб), Уосиса (Uosis - ясень), Бержаса (Beržas - береза) и дочь Дребуле (drebulė - осина).






Она не вспоминала родной дом до тех пор, пока дети не спросили ее о бабушке и дедушке. Тогда она стала просить мужа отпустить ее повидаться с родными. Жильвинас очень неохотно отпустил жену и детей, но просил гостить не больше 9 дней и никому из родных не называть его имя.



Дома родные с радостью встретили Эгле. А ее братья, не желая снова отпускать сестру к змею, принялись выпытывать у детей, как зовут их отца. Не смотря на страшные угрозы, мальчики не выдали Жильвинаса, но маленькая дочь Эгле испугалась, когда дяди пригрозили, что привяжут ее к дереву в лесу и оставят зверям на съедение, и все рассказала. 



В ту же ночь братья выманили принца на берег и разрубили на части. Когда Эгле вернулась к озеру и стала звать мужа, на волнах появилась кровавая пена, и она поняла, что Жильвинаса нет в живых. Она услышала голос мужа, который рассказал, что сделали с ним злые люди, и что в этом виновата их дочь. Эгле прокляла дочь, которая превратилась в дрожащую осину. Сама Эгле стала елью, а ее сыновья - дубом, ясенем и березой."


**

Вот с таким началом началось наше знакомство с курортным литовским городком Палангой. "Эгле - королева ужей " растрогала наши сердца, и мы шли через уютный парк в надежде поскорее увидеть бурлящее море.






 
Которое не заставило себя долго ждать:




Людный пляж, барашки-облака, свежая водичка и вдаль уходящий пирс. Вот какая она - Паланга (лит. Palangáударение в литовском названии падает на последний слог, в русском — на второй), о которой говорят и тут и там.
Наверное многим будет интересно узнать, что название  "Palanga" народная этимология выводит из лит. po langą «под окном», при этом приплетая путаный рассказ о песке, засыпавшем жилище одного из первых обитателей Паланги по самые окна. В действительности же происходит от балтского корня, обозначающего низкое топкое место.


Насладившись палангским Бродвеем, кишащим ресторанами, кафешками и магазинчиками, прогулка по побережью и пирсу - это то, что надо.

Под нами - огрооомное, бесконечное море!
Счастливые загорающие и закалённые  купающиеся. ))







А на пирсе ветерок, рыбаки, ожидающие улов, туристы, не упускающие возможность "наследить" и горизонт.. 






Хорошо там, в Паланге!



Сыновья, — молвит мать,
Побелевши как снег, —
Вас деревьями стать
Заклинаю навек!

Ажуол, мой дубок,
Залюбуется лес,
Как ты крепок, высок,
Головой до небес.

Встань, Уосис, рядком —
Ясень дубу под стать.
Дай кукушке тайком
Средь ветвей куковать.

А, Бержелис мой... ты
Здесь березонькой стой
И девичьи мечты
Слушай чуткой листвой.

Ждать-надеяться мне ль?"
В черных складках платка
Превращается в ель
Эгле, дочь рыбака.

Скрыта тьмой день и ночь —
Будь весна, будь зима! —
Дума горькая прочь
Не идет из ума.

А пред нами, шумна,
В море бьется вода.
Не умолкнет волна
Никогда, никогда...


Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий